Найти!
На главную Послать письмо Добавить текущую страницу в Избранное

Муар при офсетной печати: мифы и реальность

В журнале Курсив №6 за 1999г была напечатана статья К.Игнатова "Как до этого не додумались раньше?" Речь в ней идет о 7-красочной технологии цветоделения для офсетной печати на Opaltone. Есть там момент, не относящийся непосредственно к теме статьи, но заслуживающий внимания. Речь идет о том, что при данном методе офсетной печати угол наклона растра "для голубого и красного - 75 градусов, для пурпурного и зеленого - 45 градусов, для желтого - 90 градусов, для черного и синего - 15 градусов. При этом в репродукциях встречаются участки наложения растровых структур, повернутых на одинаковый угол, однако видимого муара не наблюдается: Общий вид дает основания полагать, что возможный муар (особенно опасно взаимодействие черного и синего) малоразличим благодаря малой светлоте этих областей". Правда, разглядывая тестовый оттиск, который иллюстрировал эту статью, я пришел к выводу, что на самом деле у голубого и зеленого угол - 75 градусов, а у красного и пурпурного - 45 градусов, но это частности, речь не о том.

В разборе вкладки с этой самой семицветной печатью снова повторяется тема возникновения муара: "нас очень интересовал вопрос, не появится ли где-то муар из-за взаимодействия основных и дополнительных цветов". Авторов беспокоили "потенциально опасные участки вкладки, на которых присутствует наложение растрированных областей красок с одинаковыми углами поворота растра: Однако факт остается фактом - явно выраженный муар нигде не наблюдается".

Следует заметить, что беспокойство относительно муара в данном случае было совершенно излишним. Муар не был "малоразличим" по какой бы то ни было причине, потому что при полном совпадении углов растра муара вовсе не бывает! Можете сами попробовать, взяв фотоформы с одинаковыми углами растра и наложив их друг на просмотровом столе. А мне пришлось убедиться в этом на практике. Как-то раз в нашем издательстве, в результате ошибки на верстке, неправильно вывели пленки для двуцветной иллюстрации ("дуотон"): получились две совершенно одинаковые растровые картинки, с одинаковой точкой и одинаковыми углами. В типографии, куда мы привезли это на печать, нас на смех подняли: нельзя так печатать, муар будет! Видимо, убеждение в опасности муара при совпадении углов растра достаточно распространено.

Мы, однако же, попробовали печатать (выхода уже не было), и выяснили, что никакого муара нет (хотя и настоящим дуотоном это не назовешь, конечно). Муар получается при НЕБОЛЬШОЙ разнице между углами, а при полном совпадении муара не будет вовсе! Теоретически он может получиться при несовмещении таких сепараций, т.к. при этом между ними может образоваться некоторый угол, но мы пытались смоделировать этот процесс на печати и выяснили, что практически для этого нужно такое жуткое несовмещение, какого у нас никогда и не бывало. Более того, при таком несовмещении вообще нельзя говорить ни о какой печати.

Проблема при совпадении углов - не муар, а совсем другая. При печати с одинаковыми углами растра получается, что малейшие, на доли периода растра, несовмещения (которые неизбежны в реальной работе) приведут к заметным изменениям цвета. Происходит это потому, что точки то "наезжают" друг на друга, то расходятся, площадь их совмещения резко меняется при малейшем сдвиге. Особенно это заметно, если угол черной краски совпадает с углом какой-либо другой: черная краска кроющая, а остальные триадные краски - полупрозрачные. Поэтому если черная растровая точка ложится на цветную, то полностью ее закрывает. Но малейший сдвиг на следующем листе приводит к тому, что цветная точка хоть частично, но становится видна из-под черной. Наглядный пример такого дефекта печати пришлось наблюдать еще раз, когда однажды клиент принес пленки на четырехцветную печать с одинаковыми углами растра, а переделывать их ему было уже некогда. И мы в реальности наблюдали ужасный разнотон при печати.

Впрочем, один из моих бывших начальников как-то выдал замечательную по силе мысль, что разнооттеночность - не такой уж серьезный брак, т.к. покупатель книги, к примеру, все равно не видит всей продукции сразу. Конгениально, не правда ли?

Кстати, заблуждение относительно муара при совпадении углов растра на разных сепарациях довольно живуче. Уже в 2004 г, в "Компьюарт" №10 была напечатана статья Р.Коняшкина, в которой также утверждается, что "этого [т.е. понижения частоты муаровой картины до полной его незаметности] можно добиться путем печати "точка в точку". Однако это предъявляет высокие и не всегда реальные требования к "приводке красок, т.к. малейшее отклонение приведет к муару". Как было изложено выше, проблема при таком растре действительно будет, но совсем не проблема муара.

Более того: растр с одинаковым углом применяется иногда вполне сознательно. Например, такой вид растра применяется в ЦПМ Осе ("Растрирование и воспроизведение цветов в ЦПМ Осе CPS800/CPS900", Компьюарт № 5/2006).

Ю.Захаржевский
 
 

Печать календарей.
Все виды календарей: карманные и настольные, квартальные и перекидные, специальные календари.
Ежедневники — персонализация, нанесение логотипа

Карта сайта типографии Деловой Мир На главную страницу сайта типографии Назад Наверх Яндекс цитирования

Наверх

Search