Найти!
На главную Послать письмо Добавить текущую страницу в Избранное

Зарплаты в полиграфии

В изданиях, посвященных полиграфии встречаются рассуждения о том, что зарплаты в типографиях "перегреты". Автор, конечно, лицо заинтересованное - сам наемный работник, сотрудник одной из типографий. Но подумайте: "перегреты" по сравнению с кем и чем? С Камбоджей или с Бельгией? Вы сами-то в какой из этих стран хотели бы жить и заниматься печатью буклетов?
Разумеется, мне ответят, что речь идет о России. Тогда другой вопрос: по сравнению с какой отраслью - с "нефтянкой"? С газовиками? С работниками банковской сферы? Их нельзя сравнивать с сотрудниками полиграфической отрасли. Я еще могу понять, за что получают нефтяники и газовики - тундра, холод, тяжелая работа - но за что платят банковским клеркам? Они сидят в тепле, мешков не ворочают и, в конце концов, ничего не производят.
Думаю, говорить о "перегретых" зарплатах в коммерческом (в нашем случе - в полиграфической отрасли) секторе вообще не имеет смысла. Это рынок. И зарплаты на нем - не большие или маленькие, а адекватные. По крайней мере, для нашей "экономической действительности".

Рассуждения об оплате труда имеют серьезное противоречие: с одной стороны, все время говорится о том, что полиграфия - высокотехнологичная отрасль и нуждается в грамотных специалистах. С другой стороны толкуется, что зарплаты у типографских работников "перегреты" и надо бы их понизить. Но одно с другим несовместимо - ни в полиграфии, ни где либо еще. Или вам нужна квалификация, или вы экономите на зарплатах. Если работодатель хочет избавиться от влияния "человеческого фактора", он должен внедрять новую, автоматизированную технику. А кто на ней будет работать? Если понижать зарплаты, то придется бороться не за качество и производительность, а против с банального пьянства на рабочем месте.

Разумеется, объединенными усилиями работодателей зарплаты в отдельно взятой полиграфической отрасли понизить нельзя. Типографий много - со всеми не договоришься. Но, даже если бы это и получилось - чего, собственно, работодатели добились бы этим? Был я знаком с одним умелым печатником, который перешел из автомехаников в печатники: эта профессия показалась ему тогда интереснее и выгоднее. Случай этот показательный и не единичный, но, к сожалению, только для прошлого. Теперь такого уже не наблюдается. Еще одно усилие работодателей по снижению "перегретых" зарплат печатников, механиков и других типографских специалистов - и начнется обратный процесс, т.е. отток наиболее квалифицированных кадров в другие отрасли.

Лучше вспомните, что говорил Генри Форд: "Мой рабочий должен получать достаточно, чтобы купить мой автомобиль". Заметьте, он не исходил из оплаты труда дворников, посудомоек и печатников типографий. И не интересовался средней зарплатой по штату.

Это наша, советская особенность: измерять температуру в среднем по больнице, а цвет - в по принципу "нравится - не нравится".

Между прочим, после свой смерти Форд завещал полмиллиарда долларов (а тогда доллар был не чета нынешнему) на благотворительность. Как видите, высокие зарплаты рабочих не разорили его до нитки.

А если уж сравнивать, кто сколько получает: Насколько мне известно, в американских типографиях самая маленькая зарплата - у копировщиков, а самая большая - у директоров. В общем-то, факт вполне естественный. Но есть одна мелочь: разница между ними - всего в два раза! Если у копировщиков - 10 с лишним долларов в час, то у директоров - двадцать с лишним. И так не только в США: в Швеции, например, разница между максимальной и минимальной зарплатами ограничена законодательно и очень невелика. Как видите, зарплаты у топ-менеджеров в типографиях уже вполне западные. Их, однако, это не смущает и не огорчает. Теперь вопрос: как нам двигаться в направлении цивилизованных стран? Повышая зарплаты рабочим в типографиях или понижая - директорам?

Между прочим, на американских полиграфических предприятиях самые большие зарплаты - в наиболее рентабельных типографиях. И это тоже естественно: где выше уровень техники и квалификация печатников, там и рентабельность будет выше. Но мы все еще не верим и упорно идем своим путем: пытаемся повысить рентабельность понижением зарплат, а качество и производительность - административными мерами - штрафами типографских работников. Уж, кажется, было время убедиться в бесполезности таких методов. Но, как известно, история учит нас тому, что она никого ничему не учит.

На самом деле вся проблема заключается не в размере зарплат, а в эффективности труда за эти деньги. Есть два основных способа оплаты: за время и за произведенную продукцию (количество отпечатанных брошюр). Первый способ имеет всем известные и понятные недостатки: в этом случае количество перекуров и чаепитий растет, а скорость телодвижений падает.

Но и второй способ не лишен своих недостатков. Бывает, например, что при сдельной оплате печатник сознательно выдает бракованный тираж, рассчитывая на "авось": если не заметят, больше получу. А если заметят: Да ладно, не заметят! Или другая, вполне реальная ситуация: печатник замечает неисправность на машине. Но т.к. время простоя оплачивается хуже, чем время работы, он отнюдь не торопится оповестить механиков, а тянет до конца смены. И со спокойной совестью уходит домой. И ему нет дела, что механики по печатным машинам тоже ушли и ночная смена простоит из-за поломки. Также и копировщику невыгодно переделывать печатную форму, если он заметил на ней брак: за лишнюю пластину его накажут рублем, а если печатник брака не заметит - что ж, это его проблема. И менеджер, принимая заказ, думает не о реальных расходах и доходах типографии, а о формальной прибыли. А можно ли этот заказ напечатать вообще на имеющемся в типографии оборудовании - пусть производственники разбираются. И дело не в том, что у нас в стране какие-то особо нерадивые работники. Или что печатники "хитрее" других. Просто действует всеобщий принцип "каждый сам за себя".

Чтобы с этим принципом бороться, нужны не приказы и призывы, а другая система оплаты. Например, ставка печатнику + премия за готовый тираж. Ставка, разумеется, должна зависеть от квалификации, количества брака, расхода бумаги и т.п. А вот премия должна зависеть не от выработки конкретного рабочего, не от того, сколько напечатали листовок, высекли этикеток, вывели фотонаборных пленок и т.д. А от общей прибыли типографии. От того, сколько продали.

Поэтому в некоторых типографиях совершенно правильно поступают, штрафуя печатников только за тот брак, который они пропустили. А если типографист сам нашел свою ошибку - то его за нее не наказывают.

За рубежом такой способ оплаты - оклад плюс премия за выручку - применяется довольно широко, особенно в типографиях. У нас же на пути его внедрения стоят серьезные препятствия (хотя и в России такие типографии есть). В самом деле: кто знает точно, сколько типография получает прибыли? Не говоря о том, что это коммерческая тайна за семью печатями На любом полиграфическом предприятии, не везде ее и рассчитать-то смогут: расходные купили в одном месяце, потратили в другом, учет расхода химии, красок и резины на конкретный заказ вообще организовать трудно. Чтобы знать реальную прибыль, нужна система учета и контроля расходных полиграфических материалов, нужна пресловутая "прозрачность": а это не всем нравится. В общем, поразмыслив трезво, понимаешь, что в российских условиях такой метод оплаты не всем придется по нраву и не везде, даже при желании, возможно его внедрить.

Согласен. Но не стоит тогда на рабочих пенять.

Ю.Захаржевский
 
 

Печать календарей.
Все виды календарей: карманные и настольные, квартальные и перекидные, специальные календари.
Ежедневники — персонализация, нанесение логотипа

По ссылке оптом и в розницу магнитная лента от производителя.

Карта сайта типографии Деловой Мир На главную страницу сайта типографии Назад Наверх Яндекс цитирования

Наверх

Search